Инновационная деятельность
Инновационная деятельность
в МБДОУ Д/с №30
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может
полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование
инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности
преподнесения материала.
Значение инновационной деятельности в ДОУ
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование
инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс
обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями
воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном
учреждении является повышение эффективности процесса обучения и
получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся
следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников;
развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к
творческому самовыражению;
повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой,
познавательной и т. д.);
повышение интеллектуального уровня детей;
развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что
воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и
придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок
чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А
также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается
ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических
технологий
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
здоровьесберегающие;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
технологии «лэпбук»;
личностно-ориентированные;
игровые технологии;
технологии проблемного обучения и др.
Информационно-коммуникационные
Технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает
широкое использование информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного
процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:
компьютеры;
интерактивные доски;
магнитофоны;
телевизоры;
фотоаппаратура и т. п.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников,
помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные
технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного
(презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и
осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших
дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать
презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем
продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить
подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки
зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки.
В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно
показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе
с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях
помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами
проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению
материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
проведение различных развивающих игр;
просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
разбор проблемных ситуаций;
совместное творчество и др.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с
дошкольниками:
Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое
действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка),
используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные
варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший
дошкольный возраст).
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог,
а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно
придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы
выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего
занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на
сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной
стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы —
занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и
изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится
лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят
по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по
математике достигают большей эффективности при использовании наглядного
материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать
предметы и т. д.
Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить
чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или
мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове —
начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников
вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, квест -
игра «Боремся с микробом» включает карту маршрута, по которой дети будут
выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём
будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая
станция — чистота, вторая станция — гигиена и т. д.). А красочная презентация с
героями оставит у детей яркие впечатления.
Карты фиксации результатов опытноэкспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность является одной из любимых
дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты,
исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы
является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод —
привычный для этого способ. Новаторским является использование так
называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время
становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким
образом информация легче запоминается